Skip to main content

Последствия снижения слуха для детей

Будучи основой становления речи, особое значение слух имеет для детей. Слушая речь окружающих, ребенок учится различать отдельные звуки и слова. Связывая с ними предметы, события, действия, он придает этим словам определенные значения. Даже при легкой степени потери слуха (25-39 дБ нПС) ребенок перестает слышать ряд тихих компонентов речи: глухие, шипящие и свистящие согласные, окончания слов, предлоги, приставки. Это приводит к нарушению и задержке его речевого развития. Ребенок слышит только часть слова, поэтому плохо усваивает его значение. Он не может правильно воспроизвести многие звуки речи. Чем выше степень снижения слуха, тем серьезнее последствия. Так отсутствие необходимой помощи при потере слуха более 70 дБ нПС приводит к неизбежной немоте, и человек по сути становится инвалидом. Вместе с тем, раннее выявление тугоухости и немедленное начало лечебных и абилитационных мероприятий (использование слуховых аппаратов и/или систем кохлеарной имплантации, а также занятий с сурдопедагогом и логопедом) обеспечивают нормальное развитие — такие «глухие» дети ничем не отличаются от своих нормально слышащих сверстников.

Критическое значение имеют сроки оказания помощи. Для того, чтобы структуры головного мозга, ответственные за слух, речь и мышление развивались правильно, необходимо обеспечить нормальное восприятие звуков. Способность к развитию мозга достигает своего максимума в период от 0 до 2-х лет, когда его масса увеличивается в три раза. В это время формируются основные мозговые структуры, необходимые для восприятия речи, поэтому при подборе слуховых аппаратов в более позднем возрасте добиться оптимального результата бывает очень сложно.

 

Стандарты выявления и коррекции нарушений слуха у детей сформулированы Объединенной комиссией по слуху детей (США) в 2007 году и являются общепринятыми во всем мире. Это так называемый «Принцип 1-3-6», в соответствии с которым:

 

  1. Аудиологический скрининг (регистрацию ОАЭ) проводят всем новорожденным в течение 1-го месяца после рождения, оптимально — до момента их выписки из родильного отделения.
  2. Углубленную аудиологическую диагностику (тимпанометрия, регистрация КСВП) проводят всем детям, которые не прошли этап скрининга, до достижения ими возраста 3-х месяцев. Это обследование проводится врачом сурдологом для того, чтобы подтвердить или опровергнуть возникшее подозрение на снижение слуха.
  3. Абилитацию выявленных на предыдущем этапе необратимых нарушений слуха начинают не позднее достижения детьми возраста 6 месяцев. Для этого подбирают слуховые аппараты и решают вопрос о необходимости проведения кохлеарной имплантации.